Православные храмы

Храм равноапостольных Константина и Елены, и свт. Димитрия Ростовского (на Подоле)

Памятник архитектуры позднего барокко. Перестроена в XIX в.,…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…
Публикации

Колыбель для сирот

Прохожу узеньким проходом между многочисленными двухэтажными кроватями в уголок…

Детские и юношеские церковные (воскресные) школы

Название "Воскресная школа" является традиционно условным. Обычно занятия…

Нельзя построить дом на песке. Православная традиция и семья

Так случилось, что сегодня — в век прогресса и ускоренного развития — разговоры…

Краткая история составления Устава

В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав церковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Плодом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным.

По словам Симеона Солунского, Савва Освященный, начальник Лавры его имени в Палестине, изложил Церковный Устав, приняв его от преп. Ефимия Великого (IV в.) и Феоктиста-друга его. Они же приняли Устав от своих предшественников и от исповедника Харитона (III в.); основавшего три обители в Палестине. Преп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (532 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии. Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имея название "Иерусалимского".

Подлинный Устав св. Саввы был утрачен при нашествии сарацин на Палестину, но св. Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), живший долгое время в Лавре Саввы Освященного, восстановил и, дополнив Устав Иерусалимский, ввел его в подведомых ему монастырях и приходских церквах, причем правила Устава о пище и вообще о питании монашеском были изменены соответственно условиям мирской жизни.

Впоследствии Устав св. Саввы Освященного был обогащен некоторыми необходимыми и важными дополнениями. В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лавры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтекий, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпадении "встрече", двух или трех праздников в один день и как согласовать праздничные богослужение с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются "Марковы главы" и "Храмовые главы".

Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан преп. феодору Студиту (826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в г. Константинополе. После смерти преп. Феодора его Устав был записан неизвестным лицом вначале кратко, а потом, на основании предания, полно изложил этот устав патриарх Константинопольский Алексий (XI в.) для осйбвэннсй им обители в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешёл из Афон, в Южную Италию и был принят в монастырях русских со времени преп. Феодосия Печерского (около 1070 г.).

Устав Студийский отличается от других уставов монастырских и в том числе Иерусалимского, главным образом, правилами монашеской жизни, а не богослужебным Уставом, потому что богослуженыбй чин вселенской Церкви уже установился, а Федор Студит восполнил своими песнопениями Триоди.

Особенности, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем: 1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 2) на «Господи, воззвах» число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе; 3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи; 4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский.

В Русской Церкви Студийский Устав был введен преп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. Полагают, что Студийский Устав употреблялся в Русской Церкви ранее преп. Феодосия, но он не отличался полнотой, именно в нем не доставало правил монашеской жизни, а преп. Феодосий получил из Константинополя через Ефрема-скопца полный Устав, который и введен был преп. Феодосием в употребление. Устав Студийский применялся на Руси в богослужебной практике до конца XIV в., т.е. до того времени, когда Устав Иерусалимский начал оказывать на Студийский Устав все большее влияние.

В XV веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжественности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси. Замена студийских богослужебных обычаев Иерусалимскими не была актом административным. В случае недоумения по богослужебным вопросам на Востоке и, в частности, в Константинополе, стали обращаться к Иерусалимскому Уставу, и, таким образом. Иерусалимский Устав получил господство, а богослужебные книги Студийские были приведены в согласие с требованиями Иерусалимского Устава.

Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 году при патриархе Гермогене. Но это издание было поправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 т. при патриархе Иоакиме.

Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени.

Последнее издание Типикона было осуществлено в 1954 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия. В нем опущена Пасхалия, вместо которой имеется приложение: тропари и кондаки новопрославленным Русским святым.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu