Храм Божества
Священно событие введения трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм. Этот праздник является предвестием благоволения Божия к человеческому роду. Он есть проповедь спасения, обещание Христова пришествия.
В спасительные дни, предшествующие празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа, хочется более искренне, чем раньше, молиться Той Преблагословенной, Которая является Источником нашей радости и спасения, Которая послужила великой тайне Боговоплощения.
В акафистном песнопении Церковь называет Богоматерь Звездой, являющей Солнце — нашего Спасителя. Называет также и Лучом умного Солнца, Светилом незаходимого Света, поскольку Божия Матерь просвещает нас светом Сына Своего, просвещает всеми путями и средствами, а их множество. Вспомним об одном из них, каким является святой храм.
Храм Божий был неотъемлемой частью великого приготовления Приснодевы к Богоматеринству. Трехлетней отроковицей Пречистая была приведена в храм родителями, праведными Иоакимом и Анной, чтобы выполнить данный ими обет. Сопровождаемую девами при входе в храм, встретил Ее первосвященник Захария, который, выполняя веление Божие, ввел Ее во Святая Святых, куда имел разрешение входить лишь первосвященник, и то лишь раз в год. В храме Богоотроковица находилась в общении с Ангелами.
Пречистая должна была отделиться от скверны греховного мира и приблизиться к миру Ангельскому. И только святой храм был достоин стать Ее жилищем. Введение Ее в храм, как отдаление от мира ради общения с Ангелами и успокоения в Боге, является образом монашеского посвящения, принятия Первоинокиней Ангельского образа, который Ей, как Богоматери, в будущем нужно было превысить, ибо явилась Она Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Она освятила Собой образ иноческого предстояния перед Богом, которое в глубине сердца одинаково нужно и доступно каждому христианину.
Ветхозаветный храм был единственным богоносным местом на земле — как “скиния присутствия Божия”, как дом Божий. Здесь человеку дано встретиться с Богом. Слава Божия наполняла скинию и храм Соломонов. Святая Святых содержало ковчег Завета, объятый крыльями Херувимов, где слышен был голос Божий (см.: Чис. 7, 89). Однако ветхозаветный храм представлял собой лишь прообраз грядущего Богоявления в мире. Истинным местом Боговселения, храмом Божиим, должен был стать сам человек. И этим Храмом, вместившим Невместимого, стала Дева Мария. Вся жизнь ветхозаветной Церкви была приготовлением Пресвятой Девы. Сама Дева является Храмом в храме, его истинным Святая Святых, одухотворенным Божим киотом. Появление Ее в храме знаменовало собой границу обоих Заветов — Ветхого и Нового. Она завершила первый и открыла второй. В лице Девы Марии небо приклонилось к земле.
Но, рассуждая о горнем, не забудем и земного. Приснодева, Храм Божества, была и является истинным человеком. Ее служение было также и человеческим. И Ее небесная высота достигалась путем жертвенным, указанным для всех нас Ее Божественным Сыном. Храму была принесена Ее первая жертва дочерней любви, отвечающая жертве и любви родителей. Дева в храме призывает нас всех в храм; как и Она, мы должны приносить в храм себя, свою чистоту, непорочность, молитву и любовь.
Многие девы сопровождали Божию Матерь в священное жилище, в храм. К этой процессии, возглавляемой Преблагословенной, присоединяется в веках все христианство, ибо христианская жизнь и есть непрерывное шествие в храм, и через храм — в Небесный Иерусалим. Аминь.
Проповедь Предстоятеля УПЦ
← Собор Небесных Сил бесплотных | Мир, где все возможно. награждение победителей Всеукраинского православного конкурса детского творчества → |
---|