Православные храмы

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…
Публикации

Зі сторінок лихоліття

Тьмяна лампочка ледь висвітлює вищерблені сходи з іржавими плямами. Жінка…

Автор кондаков и покровитель певчих. 14 октября — день памяти прп. Романа Сладкопевца

На иконе, посвященной одному из самых почитаемых на Руси праздников — Покрова…

Почему?

«...Один вопрос у меня остается невыясненным: почему добрый и всемогущий Бог…

О монашестве и монастырях

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но среди верующих находились многие, которые искали высшего подвига.

Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, Св. Иоанна Предтечи, апостолов Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Таких людей называли аскетами, т. е. подвижниками.

 С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира с его соблазнами, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.

Так было положено начало монашеству, т. е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иноческая жизнь — удел немногих избранных, имеющих призвание, т. е. непреодолимое внутреннее желание монашеской жизни, всецело посвященной служению Богу. Как и сказал о том Сам Господь: “…Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19, 12).

Св. Афанасий говорит: “Два суть чина и состояния в жизни: одно — обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое — ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое”. Прп. Нил Росанский говорил: “Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления”.

Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение: “отречься от мира”, т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди трудов и лишений.

Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества — приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир своими молитвами, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

Родиной монашества считается Египет, а отцом и основоположником — прп. Антоний Великий. Он был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам в пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и проч.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника — аввы (что значит “отец”).

Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу, и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.

Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. У нас иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями его были прпп. Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.

Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. В каждом монастыре установился свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав.

Монашество могут принимать и женщины с такими же точно правилами, как у монахов-мужчин. Женские монастыри существуют с древности.

Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. право ношения рясы и скуфии, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.

Само иночество заключает в себе две степени: малый и великий образы (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.

При вступлении в монашество, над иноком совершается последование малой схимы, в которой он дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает ему крестообразно волосы, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело служению Богу.

На принявшего малую схиму надевают параманд (параманд — небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевают клобук (так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой). В руки даются четки с нанизанными шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах. В заключение пострига дается в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до самого Св. Причастия.

Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо парамана надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.

Если монах поставляется в игумены монастыря, то ему дается жезл (посох). Жезл — знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумена возводят в архимандриты, его облачают в мантию со скрижалями. Скрижали — это четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит сам живет и руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Некоторые из архимандритов поставляются на высшую степень священства — в епископы.

Окормляя ближних духовно, иноки не отказывались служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами еду, они делились средствами пропитания с неимущими.

Но главная неоценимая заслуга иноков для общества — непрестанная, творимая ими, молитва о Церкви, отечестве, о живых и умерших.

Святитель Феофан Затворник говорит: “Иноки — это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях особенно процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения”. Поистине, монастырь — неиссякаемый источник назидания для мирян.

 Подготовил архимандрит Иларий  (Шишковский)

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu