Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на Севастопольской площади)

Первый камень на возведение храма в честь иконы Божией Матери…

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Храм преподобного Романа Сладкопевца (при поликлинике больницы № 11 Голосеевского района)

Больничная часовня, ныне превращена в церковь. Находится во дворе…
Публикации

Рассудительность в деле милостыни

Все ли просьбы ближнего надо исполнять?

Маріо ді Фйоріно: “Саєнтологія. Релігія, створена науковим фантастом”

Нині нації Східної Европи почали відчувати на собі дію агресивного прозелітизму…

Поучения на Новый год против гадания, по статье священника А. Гумилевского

Что это, православные христиане, за безумие творится у нас на Новый год! Не…

Уставные особенности богослужения

В Неделю ваий - на вечерни и на утрени - поются два тропаря: первый - "Общее воскресение..." (дважды) и второй - "Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертная жизни сподобихомся Воскресением Твоим и, воспевающе, зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне" (единожды).

На УТРЕНИ, по полиелее - величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием; благословен Грядый во имя Господне".

Тропари: "Ангельский собор..." не поются. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея...". Прокимен: "Из уст младенец и ссущих...". Евангелие - только праздника (Мф., зач. 83). "Воскресение Христово видевше..." не поется, но сразу читается. 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: "Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй". Священник читает молитву на благословение ваий из Триоди: "Господи, Боже наш..." и затем трижды окропляет св. водой ваии, говоря: "Благословляется и освящается ваиа сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" (трижды) (в Типиконе, а также в пособиях по Уставу Никольского и Булгакова не имеется указания на произнесение этих слов и на окропление ваий святой водой. Это совершается в церковной практике по аналогии с освящением артоса (Требник, 2-я часть, л. 9)). Далее хор поет: "Слава: Днесь Христос...", "И ныне" - то же. Затем - "Помилуй мя, Боже...", и стихиру: "Днесь благодать...". Канон - св. Космы Маюмского - на 12, ирмосы по дважды.

Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Кондак: "На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати".

На 9-й песни "Честнейшую" не поется. Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: "Бог Господь и явися нам", и певцы продолжают: "...Составите праздник и, веселящееся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего".

В конце всенощного бдения (и литургии) бывает отпуст праздника: "Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш..."

Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: "Благословен Грядый во имя Господне...". По входе -тропари: "Общее воскресение..." и на "Слава" - "Спогребшеся...", на "И ныне" - кондак праздника. Затем - Трисвятое. Прокимен: "Благословен Грядый во имя Господне...". Стих: "Исповедайтесь Господеви, яко благ...". Апостол - к Филип., зач. 247, Евангелие - от Иоанна, зач. 41. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева): "Бог Господь, и явися нам, составите праздник...".

Причастен: "Благословен Грядый во имя Господне...".

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Примечание. Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на "Господи, воззвах", литии и на стиховне поются стихиры праздника и Недели ваий. После прокимна: "Господь воцарися..." - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий.

На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) и Ваий (один раз). Точно так же и на "Бог Господь".

После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваий, после освящения ваий - стихира Ваий.

Канон Благовещения и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо "Честнейшую" - припев праздника Благовещения, к тропарям же канона Ваий обычный припев: "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе".

На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобразительны. Входной стих: "Благовестите день от дне..." Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и Ваий. Задостойник - Ваий. Причастен Благовещения и Ваий.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu