Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…
Публикации

Святая благоверная царица Тамара

Святая Тамара Великая родилась около 1165 г. Она происходила из древней…

Традиции православного воинства

Русское воинство не единожды проявляло свою доблесть. Наше воинство под…

Горечь современного искусства

С 6 октября по 30 декабря в киевском PinchukArtCentre проходит выставка под…

Богослужебные особенности чтения великого канона

По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двупсалмия. После шестопсалмия и великой ектении бывает "Аллилуиа" и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, "Слава, и ныне" - Богородичен, после чего читается первая половина жития преп. Марии Египетской.

Далее псалом 50-й ("Спаси, Боже, люди Твоя..." не произносится), и тотчас начинается пение великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы - по дважды. Припев к тропарям канона: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, "Слава, и ныне" не бывает. Припев к трипеснцам: 1) "Святии Апостоли, молите Бога о нас"; к троичным тропарям: 2) "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе", а к Богородичным: 3) "Пресвятая Богородице, спаси нас".

По катавасии 3-й песни - малая ектения, седален, после которого читается вторая половина жития преп. Марии (в практике чтение жития преп. Марии Египетской бывает так: первая часть - после "Аллилуиа" и троичных тропарей, а вторая - после кафизмы).

По 6-й песни - кондак: "Душе моя..." и икос, и читаются "Блаженны" с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: "Богородицу и Матерь света...". Хор: "Честнейшую...". После 9-й песни и малой ектении читается светилен - Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см.: Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста; "Богослужебные указание на 1958 г.", стр. 87).

Суббота 5-й седмицы называется СУББОТОЙ АКАФИСТА, а сама служба получила название "Похвалы Пресвятой Богородицы". В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 628 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектении; вторая часть - после 17-й кафизмы ("Непорочных") и малой ектении; третья часть - после 3-й песни канона и малой ектении; четвертая часть - после 6-й песни канона и малой ектении.

Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: "Взбранной Воеводе...". На каждое чтение священнослужители входят через царские врата на середину храма (каждение всего храма бывает перед первыми тремя кондаками и перед последними, а на остальных малое каждение. По Типикону акафист положено читать в алтаре, но, по пособию Никольского, его совершают на середине храма (см.: Типикон, с. 435; Никольский, с. 601).

Если случится в этот день праздник Благовещения, то акафист не отменяется. Особенность богослужения будет состоять в том, что после второго выхода и чтения последующих кондаков и икосов священники не возвращаются в алтарь, но остаются на середине храма, и совершается полиелей. Помазание совершается после окончания чтения акафиста, после 6-й песни канона. Если случится праздник 40-ка мученикам, то служба им переносится на воскресенье 5-й недели (см.: Типикон, 9 марта, Маркова глава)).

В конце утрени поется великое славословие.

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (память 1 апреля по старому стилю, умерла в 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu